История

Кванхидатли — село в Ботлихском районе Дагестана, Россия. Административный центр и единственный населённый пункт сельского поселения «Село Кванхидатли». Село находится на левом берегу реки Андийское Койсу в 4 км к востоку от села Ботлих.

У села Кванхидатль, что в Ботлихском районе, своя особенная история, не свойственная другим селам Дагестана. Оно является особым украшением в браслете селений Андийского округа, одним из известных сел Дагестана и Чечни.

История селения насчитывает несколько сот лет, чему подтверждением являются находки разных бытовых принадлежностей в погребениях кладбища. Древние люди говорили, основу села Кванхидатль составляли охотники-пришельцы из Южной Азии — братья Баргитдой, Кагатдай и Цумторой. Баргитдой и Цумторой уехали обратно, считая местность очень тяжелой для житья. Поэтому многие считают, что название села происходит от имени оставшегося брата Кагатдоя (так чеченцы и называют село).

Когда шейх Абумуслим вторгся в Кванхидатль со своим войском, на его пути встали люди из тухума Гечолал. Тогда же ими была построена ниже села застава «Гечолазул щулалъи». И до сегодняшнего дня сохранились полуразрушенные ее стены.

Село Кванхидатль состояло из трех тухумов: Гечолал — самые первые основоположники села, Чегерчилал — миссионеры, пришедшие из Южной Азии с Абумуслимом-шейхом и оставшиеся здесь распространять религию, и Сунтагилал, пришедшие из разных мест, на сегодняшний день из них никого не осталось.

Древняя мечеть Рузман построена на месте, где раньше был лес. В стены ее вставлены разрисованные камни с надписями. Эти надписи в Дагестане были распространены еще до нашей эры, они дают ученым достаточную информацию для  изучения истории и поиска истины.

Хунзахский хан Умахан собирал как налог от Кванхидатля 200 кали (къали), от с.Инхело 40 кали соли. Имам Шамиль, когда создал Имамат, первым приказал: «Считать себя свободными от военных сборов. Кванхидатли и Инхело заняться исключительно добычей соли. Аулы знали отныне одну повинность — давать стране по одной тысяче пятисот кали в год». (П.А.Павленко, кн. «Шамиль», стр.55). Когда Шамиль отступал, он проехал через Кванхидинский мост в Гунибские горы, и за ним же двинулась Евдокимовская армия. Главнокомандующий князь Барятинский говорил: «В Конхидатле завтракал у вдовы Хаджи-Мурата и играл с сынишкой покойного» (П.А.Павленко, кн. «Шамиль», стр.193). Вдова находилась с детьми в ссылке в Кванхидатле.

В давние времена проезжая дорога через Кванхидатль называлась «Бол нух», деревянный мост «Бол кьо». В те времена от Чиркаты до Цунты перебирались через реку по этому единственному деревянному мосту. В 1970 году был построен новый железный мост по идее и под руководством Газимагомедова Гаджимурада и при материальной поддержке близлежащих сел.

Раньше в селе было большое медресе, где преподавали известные арабисты: Байтуллагь-дибир, Амач-дибир, Гусейн-дибир, Нажмудин-дибир и другие.

С давних времен кванхидатлинцев считают хорошими пловцами. Они через реку сплавляли дрова с Цунтинского леса. Еще в прошлом веке, в 30-е годы, когда в Ботлихе открылся леспромхоз, лесосплавщиками были кванхидатлинцы.

В то же время в селе построили соледобывающую артель имени Байдукова. Первым председателем ее стал Курбандибир Магомедов.

Когда началась Великая Отечественная война, добровольцами ушли на фронт 31 человек, и многие из них не вернулись. За мужество на войне Магомед Нурмагомедов награжден орденом Славы, Мирзагаджияв Куриев орденом Красной Звезды.

В 1944 году кванхидатлинцев переселили в Веденский район Чечни в село Хатуни, которое назвали Кванхидатль.

В 1957 году, когда чеченцам дали право возвращаться на свои земли, кванхидатлинцев вторично переселили в низменность (Хасавюртовский район) и село назвали Дзержинское. Из-за неблагоприятных условий для жизни (сырой воздух, грязная вода, жара) люди начали болеть малярией, туберкулезом, ревматизмом, многие умирали. Потому в 1964-65 гг. половина села переселяется в с.Кокрек Хасавюртовского района, и люди начали жить здесь основательно.